Следуя древней традиции предков, что ничто не должно напоминать о покойнике, казахи  не стремились к тому, чтобы возводить на могилах своих близких и дальних родичей какие-либо мемориальные сооружения. Исключения из общепринятых правил делались лишь ради людей чтимых и уважаемых народом за свои славные дела во имя торжества справедливости, чести, правды жизни.

Мазары – (в переводе с арабского – место паломничества, поклонения) место, почитаемое мусульманами как святое; мавзолей или могила с возведенным на ней сооружением,

Мазары Коргалжынского района. Среди них особая историческая популярность выпала на долю мавзолея Ботогай (Бытыгай) (13-14 в. В.), а также мазаров Каныкей (16-17 в. В.), Алиптомара (19 в.), Беспакыр (19 в.). Каждое из культовых сооружений кочевников, как известно, имеет свою историю, свою легенду.

Мавзолей Ботогай (Бытыгай).

batogay

Расположен на левом берегу реки Нура в трех километрах от Коргалжын.

Как памятник мемориального зодчества, считался в нашем регионе случайным и в то же время по всем своим параметрам уникальным. Как известно, степняки Северного Казахстана с завидной последовательностью воздвигали надгробные сооружения из общепринятого строительного материала – кирпича-сырца. Мавзолей Ботогай, вопреки сложившимся традициям, был построен из жженого кирпича на алебастровом растворе, что было более характерно обычно для южных регионов Большой Степи. Эта загадка мавзолея Ботогай до сих пор остается загадкой. В свое время широкую известность дала ему версия о некогда существовавшем около него древнем городе Татагае. Сведения, представляющие особый интерес, оставил о Ботогае малоизвестный исследователь края – сотник Сибирского казачьего войска А. И. Шахматов. Материалы А. И. Шахматова дают возможность предположить, что мавзолей Ботогай был построен не ранее XIII века.

Поиски других зданий или сооружений вокруг мавзолея Ботогай, то есть развалин города Татагая, у А. И. Шахматова не увенчались успехом. То есть версия о существовании города Татагая была поставлена под сомнение. Не принесла желаемых результатов и экспедиция Акмолинского историко-краеведческого музея. Но это совсем не значит, что поиски надо прекращать, ставить последнюю точку. Вполне допустимо, что кому-то повезет больше, чем другим, и он сумеет открыть для себя и других древний город Татагай, который предположительно располагался вокруг мавзолея Ботогай. В настоящее  проводится восстановление мавзолея.

Мазар  Каныкей.

kanukey

Возведен из сырцового кирпича. Датируется концом 18 – началом 19 века. Находится на правом берегу реки Нуры в 4 км на север от поселка Уркендеу.

Легенда про казахскую девушку Каныкей предположительно происходила в начале XVIII века.

Калмыки захватив земли Арки, не давали покоя казахскому народу, постоянно совершая набеги на их земли. Предваритель калмыков Киндикти, иногда его называли Ордак-Киндикти, поставил юрту на берегу озера  в ауле Амангельды. Его воины  каждый день привозили девушек- казашек и издевались над ними. Силы  были не  равные, казахский народ переживал нелегкое  время. В ауле жила красавица  Каныкей, она очень понравилась Киндикти, он не захотел взять ее силой и передал ей, чтобы она сама пришла к нему. У девушки  не оставалось  выхода, в случае,  если она не подчинится врагу и не пойдет в орду Ордак-Киндикти, калмыки  обещали  расправиться с жителями всего аула.  У Каныкей был жених по имени Жумай, который жил в соседнем ауле. Жумай был бедным, но сильным и смелым юношей,  под его руководством было 300 воинов.  Каныкей отправила гонца к Жумаю, сообщила о том, что отправляется в орду Киндикти и попросила у жениха помощи. Она передала ему, что завтра – когда она останется наедине со своим мучителем- Киндикти, она не допустит  надругательства  над собой  и расправиться с врагом,  несмотря ни на что. Каныкей сказала гонцу: « Передай Жумаю, что мое сердце приналлежит ему, а ради своего народа я не пожалею души своей». С этими словами девушка положила в голенища своих сапог два острых кинжала.

Поздно вечером Каныкей пришла в юрту предводителя калмыков. Два его воина остались у входа. Когда Киндикти схватил девушку, она вонзила в него острый кинжал. Тогда калмык   взвыл от боли: «Помогите, убивает казашка», и Каныкей вонзила второй кинжал ему в сердце. Вбежали стражники, скрутили девушке руки и обезглавили ее.  Упала голова красавицы к ногам мучителей, разметались по ковру длинные черные косы. Услышав шум в Орде, Жумай примчался со своими воинами и расправился с калмыками, спас  стариков, женщин и детей аула, но не успел спасти он свою возлюбленную.

В данное время мазар Каныкей частично разрушен, находится  около села Оркендеу ,  мазара Жумай батыра –на берегу озера Жумай, могила Киндикти -  на берегу одноименного озера.

Мазар Алиптомара.

Памятник культовой архитектуры начала двадцатого века.

Расположен в 10 км к востоку от с.Абай., юго-востоку от села Высота его шесть метров, круглого типа со сферическим куполом. По одной версии этот мазар воздвигнут на могиле мастера Алиптомара. По другой, которую удалось услышать научному сотруднику Акмолинского историко-краеведческого музея Н. В. Шивриной от семидесятилетнего старца Жакен Камбар-улы в селе Абай, это сооружение воздвигнуто по инициативе бая Куспека на могиле его старшего сына Балтабая. Построил этот мазар мастер по имени Алип. Вторая версия более достоверна, так как рассказавший ее аксакал Жакен Камбарулы был в числе строителей этого сооружения.

Мазар Беспакыр

конец XIX века с.Абай, в 11 км к востоку от поворота дороги в село с авто-трассы а.Коргалжын - г.Астана, на огороженной территории старого кладбища, на правом берегу  р. Нура

Построен в девятнадцатом веке. Представляет собой сферическую, безкупольную погребальную камеру.

Высота около трех метров. Сложен из кирпича-сырца методом кольцевой кладки. Дверной проем сориентирован строго на восток и декорирован тычковой кладкой. Наряду с другими мазарами Коргалжынского района представляет научный и художественный интерес.

Стела «Дударай».

                                                                    Установлена в 1980 г. в честь 250-летия присоединения Казахстана к России, посвященная единению двух народов и большой любви.

Стела «Дударай», посвящена истории возникновения песни Дударай – песни о красивой и преданной любви русской девушки Марии и казахского джигита Дюйсена, которая вошла  в народную копилку культурного наследия Казахстана.

Находится в 30 м восточнее дороги с.Коргалжын-г.Астана, при  въезде в село Коргалжын. 

«Дударай». Быль.

В конце прошлого столетия тысячи крестьян-переселенцев на землях степного края обрели свою вторую родину. Среди них была и семья русского крестьянина Егора Рекина.

Все лето тащилась на телеге из России в неведомые сибирские дали семья Егора Рекина. Исхудалые лошаденки уже не в силах были продолжать путь. В акмолинской степи, у реки Нуры домочадцы Рекина сошли с телеги и решили остановиться на небольшой отдых.

Осмотрел Егор место временной передышки. Рядом с рекой-большое озеро, заросли камыша. Приметил сразу, что и дичь есть, вернулся к телеге, взял сети. Поставил их на ночь, а утром ахнул от удивления. Рыбы в них набилось видимо-невидимо, на целую деревню хватит!

«Не поедем дальше. Тут жить будем», -заявил он решительно домочадцам за ужином. Начали обустраиваться: выстроили небольшой дом, накосили сена, засолили на зиму рыбы. Вскоре еще одна семья поселилась рядом. Веселее стало жить, вместе обживали новую землю. Познакомились и подружились с коренными жителями. Долгими летними вечерами вместе сиживали, рассказывали легенды и предания, пели веселые и грустные песни.

Однажды на сенокосе познакомились русская девушка Мария Рекина и казахский  джигит Дюйсен, сын бедняка Уйсена Окенулы. Мария научилась играть на домбре и говорить по-казахски. Она полюбила Дюйсена и посвятила ему свою песню «Дударай». Перевод названия песни означает «мой кудрявоголовый».  В песне воплощена тема дружбы и любви русской девушки и казахского джигита. Это полная чувств и лиризма песня.

Любовь казахского юноши Дюйсена и русской девушки Марии легла в основу либретто оперы «Дударай» композитора Евгения Брусиловского. Опера была поставлена в мае 1953 года в академическом театре оперы и балета им. Абая в Казахстане.

КОНТАКТЫ

021300, Акмолинская обл., Коргалжынский р-он
село Коргалжын, улица Рахымжана Мадина, 20

@

pred_kgt@mail.ru

+7 (71637) 2-18-02
+7 (71637) 2-14-39